Вам показалось, что в фильме показаны ужасы фашистского режима, тотального государства? Не делайте поспешных выводов. Гиллиам, он был соавтора сценария, а не только режиссером, вовсе не показывает диктатуру избранных.
На самом деле в фильме во всем своем логическом экстремуме показано общество потребления.
И на самом деле – в фильме все окружающие более или менее счастливы и довольны – все несчастья так или иначе связаны с тем, что человек лишен возможности по каким-то своим индивидуальным характеристикам принять то или иное благо цивилизации. При полном либерализме трудно быть несчастливым – от тебя требуется только соблюдение кое-каких пустяковых правил, зато взамен предоставлена возможность безмерного потребления всех благ, которыми тебя обеспечивает общество.
Один только незадачливый Сэм влюбился и гоняется за своей красавицей, так это проблемы Сэма. Какое право имеет он тревожить остальных и мешать им наслаждаться счастьем потреблять? Никакого. Все остальные – нормальные люди и они счастливы. Видимо поэтому, печальный конец Сэма вполне закономерен – «дурную траву с поля – вон!».
«Бразилия» – фильм, выдержанный в гротескном стиле, с запоминающимися «кафкацианскими» образами, поражающий богатством визуальных эффектов, остроумием драматургических ходов.