Многие кинорежиссеры в какой-то момент своей карьеры отдавали дань оперному искусству. Терри Гиллиам пополнил их ряды. В 2011 зрители смогли увидеть его дебютную постановку оперы «Осуждение Фауста». До этого разные театры уже более десяти лет пытались залучить Гиллиама в свои постановки, что обеспечило бы им гарантированное внимание прессы. Наконец, Английская Национальная опера уговорила метра. Этот театр прославился своими провокационными постановками еще в восьмидесятых.
В интервью Гиллиам честно признавался, что чувствовал себя, мягко говоря, неуверенно в новом жанре, а вернее он «чуть не обделался». Режиссеру эта постановка доставила гораздо больше волнений, чем все другие его фильмы.
Гиллиаму для постановки досталось тяжелое творение Берлиоза, которое сам автор называл «драматической легендой». «Осуждение Фауста» ставят очень редко из-за гетевского размаха и симфонической неспешности. Но главный дирижер Эдвард Гарднер считал, что это произведение требует, чтобы режиссер создал целый новый мир, а с этим Гиллиам справляется блестяще.
Терри перенес действие оперы в нацистскую Германию. Опера получилась саркастичной и даже комичный: Фауст — рыжий, с огромным коком на голове, Мефистофель предстал смесью мачо и андрогина, Маргарита – еврейка, гибнущая в лагере. Опера, поставленная бывшим мультипликатором, на это стоит посмотреть! На сцене, как в калейдоскопе мелькают элементы позднего романтизма, экспрессионизма и цитаты из Лени Риффеншталь.
Но явно чувствуется, что Терри ближе ирония Мефистофеля. Кстати в опере Берлиоза и в гиллиамовской постановке все завершается триумфом Фауста.