В фильме, снятому по хорошо всем известному литературному произведению, Гиллиам возвращается к теме, которая уже стала его визитной карточкой – здравомыслие против воображения. Он показывает зрителю, что фантазии и обман могут быть гораздо ближе к истине, чем существующие факты.
Эта режиссерская мысль получает в фильме и фирменное гиллиамовское визуальное и музыкальное оформление – прекрасная симфоническая музыка, легкий, порою грустный, юмор, множество сюрреалистических кадров и символов, имеющих потаенный смысл.
Но, несмотря на веселый дух приключений, персонаж Мюнхаузена несет в себе грусть и усталость от постоянного недоверия окружающих. Режиссер показывает, что приключения сегодня никому не нужны, человек живет налаженной жизнью и не хочет больше тратить свои душевные силы на эмоции и переживания, ценится внутренняя пустота и яркая обертка.
И приводит зрителя к мысли, что без выдумщиков человечество обречено на безрадостное и скучное существование в сером мире, без ярких красок и переживаний, но пока есть люди, способные вытягивать сами себя из воды за косичку, это нам не грозит!